4.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники Гимназии.
4.2. Обучающиеся в Гимназии имеют право на:
• при формировании своей индивидуальной образовательной программы (траектории) на перезачет соответствующих курсов и образовательных модулей, освоенных в других формах образования и других общеобразовательных учреждениях, освобождающий обучающегося от необходимости их повторного изучения;
• выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
• обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
• бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами Гимназии;
• получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
• участие в управлении Гимназией, т.е. избирать и быть избранными в Совет Гимназии, в органы ученического самоуправления;
• уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений;
• свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, участие во всероссийских и иных олимпиадах школьников;
• перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации;
• защиту от применения методов физического и психического насилия;
• условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
По согласию родителей (законных представителями), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Салехарда и департамента образования Администрации города Салехарда обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Гимназию до получения основного общего образования.
4.3. Обучающиеся в Гимназии обязаны:
• добросовестно учиться;
• выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП.
• бережно относиться к имуществу Гимназии;
• уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Гимназии;
• выполнять требования работников Гимназии в части, отнесённой Уставом к Правилам поведения обучающихся;
• соблюдать деловой стиль в одежде.
4.4. Обучающимся в Гимназии запрещается:
• использовать средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам на территории Гимназии;
• применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства на территории Гимназии;
• применять методы психического воздействия на территории Гимназии;
• производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих на территории Гимназии.
4.5. Другие обязанности обучающихся в части соблюдения Правил техники безопасности и Правил пожарной безопасности определяются приказами директора Гимназии.
4.6. Родители (законные представители) имеют право:
• выбирать образовательное учреждение;
• выбирать формы получения образования;
• защищать законные права и интересы ребенка;
• участвовать в управлении Гимназией, т.е. избирать и быть избранными в Совет Гимназии;
• присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
• принимать участие и выражать свое мнение на общегимназических и классных родительских собраниях;
• при обучении ребенка в семье, вернуть его в Гимназию для продолжения обучения на любом этапе;
• знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка. Родителей (законных представителей) с оценками успеваемости обучающегося в письменной или устной форме знакомит классный руководитель;
• формировать запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение;
• принимать участие в обсуждении и реализации ООП;
• участвовать в оценке выполнения программы ООП;
• посещать уроки в классе, где обучается ребенок, заблаговременно поставив в известность учителя и администрацию Гимназии;
• знакомиться с Уставом Гимназии, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
• посещать Гимназию и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;
• вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Гимназии;
• принимать решения на общем собрании родителей (законных представителей) обучающихся об обращении в департамент образования ЯНАО для проведения ими внеплановой проверки содержания и качества подготовки обучающихся.
4.7. С целью защиты прав и интересов ребенка родителям (законным представителям) необходимо обратиться с письменным заявлением к директору Гимназии, который обязан в установленный законом срок дать ответ в письменной форме.
4.8. В случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем по поводу объективности выставленной оценки, приказом руководителя создается независимая комиссия специалистов-предметников, которая проверяет знания ученика и выставляет соответствующую оценку. Решение комиссии родители (законные представители) могут обжаловать в департаменте образования Администрации города Салехарда.
4.9. Родители (законные представители) обязаны:
• принимать меры к ликвидации обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года в случае его перевода в следующий класс условно;
• обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
• выполнять Устав Гимназии в части, их касающейся;
• посещать проводимые Гимназией родительские собрания;
• являться по вызову администрации Гимназии для решения проблем обучения ребенка;
• контролировать внешний вид ребенка;
• еженедельно просматривать дневник и ставить подпись.
4.10. Педагогические работники обязаны:
• осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
• участвовать в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП НОО (учебного плана, рабочих учебных программ курсов, модулей); участвовать в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам; участвовать в оценке выполнения и коррекции программы (для учителей школы I ступени).
• выступать внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП НОО; участвовать в обсуждении программы; проводить консультации и экспертную оценку результатов ее освоения (для учителей школы II и III ступени).
• проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
• планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с образовательной программой Гимназии, разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;
• организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности;
• оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
• соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
• соблюдать нормы профессиональной этики, быть взаимно вежливыми с другими работниками Гимназии, родителями (законными представителями) обучающихся, с обучающимися, посетителями Гимназии, воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к нарушению морально-психологического климата в коллективе;
• принимать участие в разборе конфликтов по письменным заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся;
• проходить периодически по приказу руководителя Гимназии бесплатные медицинские обследования;
• удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;
• осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации);
• вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в Гимназии;
• участвовать в деятельности педагогического совета и иных органов самоуправления Гимназии, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
• обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, осуществлять связь с родителями (законными представителями);
• выполнять Устав Гимназии, Правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.
4.11. Педагогические работники имеют право:
• на участие в работе педагогического совета;
• избирать и быть избранными в Совет Гимназии;
• обсуждать и принимать Правила внутреннего трудового распорядка;
• обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива;
• на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
• на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, утвержденной Гимназией, методов оценки знаний обучающихся;
• на повышение своей квалификации;
• на аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию и её получение при условии успешного прохождения аттестации;
• на сокращенную (не более 36 часов) рабочую неделю, получение пенсии по выслуге лет, длительный до 1 года отпуск без сохранения заработной платы не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;
• на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, а также дополнительные меры социальной поддержки, установленные в регионе;
• на проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава Гимназии, только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника Гимназии, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся.
* * *