Научно-методическая работа МАОУ «Гимназия №1» Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является научно-методическая работа. Ее роль значительно возросла в современных условиях модернизации российского образования, направленного на повышение его качества на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в сферу образования квалифицированных специалистов, повышения его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности. Методическая тема гимназии: «Совершенствование содержания и форм гимназического образования с приоритетом вариативности, продуктивности и мультипрофильности как условие повышения качества обучения, развития и воспитания гимназистов» ЦЕЛЬ: реализация заключительного этапа Программы развития «Акмеологическая мультипрофильная гимназия нового поколения» и учебного плана школы с целью формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению. ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 1. Реализация основных направлений Программы развития гимназии (2012-2015 годы). 2. Создание благоприятного микроклимата, атмосферы психологической комфортности для выполнения членами педагогического коллектива новых ФГОС. 3. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий. 4. Совершенствование и расширение способов и форм повышения квалификации педагогических работников. 5. Овладение педагогами эффективными педагогическими и информационными технологиями. 6. Использование инновационных технологий и продолжение активизации работы педагогов по созданию авторских педагогических разработок и программ для индивидуализации учебного процесса гимназии. 7. Корректировка программ, интеграция учебных предметов, изменение форм организации учебной деятельности в направлении разгрузки обучающихся. 8. Выработка критериев результативности работы педагогов по инновационным педагогическим информационным технологиям, реализации Программы развития гимназии на 2012-2015 годы и система ее мониторинга. 9. Активизация педагогов в направлении издательской деятельности (публикации в предметных журналах, научных сборниках). 10. Работа педагогов гимназии по подготовке обучающихся к успешному выступлению на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и проектах различного уровня. 11. Продолжение дальнейшей работы по привлечению к работе в гимназии специалистов из других учебных заведений для проведения спецкурсов, элективных курсов, работы в творческих мастерских, клубах по интересам.
Принципы научно-методической работы Научно-методическая работа МАОУ «Гимназия» строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности. Принцип открытости заключается: • в сетевом взаимодействии по вертикали с ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», МКУ« Методический центр развития образования»; • в сетевом взаимодействии по горизонтали с ОУ г. Салехард; • в свободном доступе к разноуровневым образовательным ресурсам Интернета. Принцип партнерства означает взаимодействие с Советом Гимназии, Гимназическим сенатом и др. общественными организациями и учреждениями для организации внешней независимой экспертизы результатов работы педагогов ОУ. Принцип продуктивности предполагает: • единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать профессиональный уровень; • востребованный образовательный результат; • высокое качество обучения и воспитания обучающихся.
Первое полугодие 2012-2013 учебный года – завершающий этап реализации Программы развития гимназии на 2007-2012 годы «Акмеологическая мультипррофильная гимназия нового поколения», создавшей условия для поэтапного перехода к новому уровню образования. За годы реализации программы развития наметилась устойчивая положительная динамика владения и использования педагогами гимназии в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий (с 89% до 95%). Благодаря мерам, принятым в 2007-2012 годах в рамках реализации Программы, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли гимназического образования: • приведено содержание образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, новых ФГОС; • разработаны механизмы управления, адекватные задачам развития системы образования; • созданы механизмы, обеспечивающие развитие инновационной системы образования в гимназии в соответствии с развитием системы образования города, региона; • созданы механизмы, обеспечивающие конкурентноспособность гимназии в сфере образования; Деятельность администрации, научно-методической службы гимназии осуществлялась в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом и направлена на реализацию стратегических задач: 1. Организационно-практическая деятельность по реализации концепции функционирования гимназии как инновационного образовательного учреждения. 2. Научно-практическая деятельность по осуществлению руководства структурными подразделениями гимназии. 3. Развитие личностно-профессиональной компетентности, педагогического мастерства, творческого потенциала учителей. 4. Совершенствование и расширение способов и форм повышения квалификации учителей. 5. Использование инновационных технологий и продолжение активизации работы учителей по созданию авторских педагогических разработок и программ для индивидуализации образовательного процесса в гимназии. 6. Работа учителей гимназии по подготовке обучающихся к успешному выступлению на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и проектах различного уровня. 7. Активизация участия учителей в инновационной работе, повышение мотивации их к участию в профессиональных конкурсах. 8. Расширение вариативности форм изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, в первую очередь связанного с овладением новым содержанием образования, способами взаимодействия с обучающимися. 9. Создание банка инновационных идей и технологий. В гимназии функционируют следующие структурные подразделения: 6 кафедр (первой ступени образования, иностранных языков, естественно-математических дисциплин, гуманитарного и обществоведческого цикла, дополнительного воспитания), МО учителей физической культуры, МО учителей художественно-эстетического цикла, деятельность которых регламентируется правовыми локальными актами. При планировании научно-методической работы отобраны те формы, которые реально позволяют решать поставленные задачи, стоящие перед гимназией. Такими формами методической работы являются: 1. Тематические педагогические советы. 2. Предметные кафедры. 3. Методические объединения. 4. Работа учителей над темами самообразования. 5. Взаимопосещение и анализ уроков. 6. Методические совещания и семинары. 7. Индивидуальные беседы и по организации и проведению урока. 8. Организация и контроль курсовой подготовки учителей. 9. Аттестация. Особое место в осуществлении деятельности научно-методической работы принадлежит научно-методическому совету и кафедрам. План заседаний НМС на 2012-2013 год (прилагается) Деятельность кафедр, МО строится в строгом соответствии с общегимназическим планом, рекомендациями НМС. Важным направлением деятельности научно-методического совета гимназии в является повышение качества образовательного процесса с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов первого поколения и подготовкой к введению новых ФГОС. В современных условиях модернизации образования на кафедре первой ступени образования продолжала функционировать планомерная система научно-методической работы, которая в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и была направлена на функционирование образовательной среды в рамках ФГОС НОО В рамках апробации ФГОС НОО рабочей группой учителей первой ступени образования сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней, скорректирована основная Аттестация кадров. Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников гимназии . Ежегодно перед аттестационной комиссией гимназии стоят следующие задачи: - изучение документов, материалов педагогических работников, подлежащих аттестации, - создание условий для роста профессионального мастерства и повышения квалификационной категории педагогических работников обще- образовательного учреждения. Для повышения профессионального мастерства педагогов методической службой совместно с аттестуемыми составляется план мероприятий по прохождению процедуры аттестации. Для аттестующихся в течение года проводятся семинары и тематические консультации . Повышение квалификации педагогических кадров. Важным направлением работы методической службы и администрации гимназии является постоянное совершенствование педагогического мастерства педагогических кадров через курсовую систему повышения квалификации и стимулирования работников гимназии к аттестации на более высокие квалификационные категории. В гимназии создана система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние три года. В 2011- 2012 учебном году курсовую переподготовку педагогов прошли – 68 учителей. (Очные курсы повышения квалификации – 58 человек, дистанционные курсы повышения квалификации – 7 человек, выездные курсы – 3 человека). Для работы по новым ФГОС ООО в 2012-2013 учебном году 13 педагогических работника гимназии прошли курсы повышения квалификации. (Таблица прилагается)
ЗАДАЧИ Методической службы на 2012-2013 учебный год: 1. Реализация основных направлений Программы развития гимназии (2012-2015 годы). 2. Создание благоприятного микроклимата, атмосферы психологической комфортности для выполнения членами педагогического коллектива новых ФГОС. 3. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий. 4. Совершенствование и расширение способов и форм повышения квалификации педагогических работников. 5. Овладение педагогами эффективными педагогическими и информационными технологиями. 6. Использование инновационных технологий и продолжение активизации работы педагогов по созданию авторских педагогических разработок и программ для индивидуализации учебного процесса гимназии. 7. Корректировка программ, интеграция учебных предметов, изменение форм организации учебной деятельности в направлении разгрузки обучающихся. 8. Выработка критериев результативности работы педагогов по инновационным педагогическим информационным технологиям, реализации Программы развития гимназии на 2012-2015 годы и система ее мониторинга. 9. Активизация педагогов в направлении издательской деятельности (публикации в предметных журналах, научных сборниках). 10. Работа педагогов гимназии по подготовке обучающихся к успешному выступлению на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и проектах различного уровня. 11. Продолжение дальнейшей работы по привлечению к работе в гимназии специалистов из других учебных заведений для проведения спецкурсов, элективных курсов, работы в творческих мастерских, клубах по интересам.
|